Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форум исследователей исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока

Декларация
форума исследователей исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока.

Настоящий форум является общественным проектом, объединяющим как любителей, так и профессиональных исследователей в области исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока. Мы не являемся поисковым, кладоискательским или коммерческим ресурсом, не имеем во владении объектов культурного наследия и не оперируем ими, довольствуясь лишь информацией о них.
Основной целью нашего форума являются сбор, обработка, хранение, всестороннее изучение, систематизация и публикация информации об объектах исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока, в целях реализации духовного и творческого потенциала страны и её граждан.
За прошедшие десятилетия в руках у населения и коллекционеров, а также в музейных фондах скопилось огромное количество древних артефактов, имеющих важное значение для отечественной и мировой истории, к которым ни официальная наука, ни широкая общественность не имеют никакого доступа. Поэтому одной из основных наших задач является необходимость извлечь информацию об этих находках на свет, показать их научному сообществу, всем интересующимся людям, не допустить её безвозвратной утраты, и донести её до потомков. Естественно, что такая работа должна проводиться на принципах анонимности и плюрализма, поскольку в противном случае она не имела бы никакого успеха. В силу этого мы не занимаемся установлением законности обнаружения и приобретения тех или иных артефактов, информация о которых размещается на форуме, не отслеживаем и не собираем сведений о том каким способом были сделаны находки, равно и о том кто является их находчиком или владельцем.
В связи с этим на форуме не приветствуется создание и обсуждение тем, связанных с противоборством поисковиков и археологов, запрещено разжигание любых видов розни, в том числе по профессиональному и региональному признакам.
Мы готовы к любым формам сотрудничества и диалога с физическими лицами, научными и музейными организациями России и зарубежных стран, государственными структурами, отвечающими целям и задачам настоящего ресурса.

Мы выступаем против нарушения норм законодательства об охране исторического и культурного наследия и призываем всех пользователей к беспрекословному его соблюдению.
Регистрация пользователя на нашем форуме, означает полное его согласие с настоящим документом.
В дополнение к выше сказанному, прошу обратить внимание на Правила форума, особенно пункт 9,9.
После регистрации на форуме, обязательно сообщите администрации (ссылка на администрацию в нижнем правом углу главной страници форума) о ней, путем личных сообщений, чтобы получить активацию вашей учетной записи.
С уважением, администрация форума исследователей исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока – Амурклад.
Локализация от IP-Board.Ru
 

Боны Русско-Азиатского банка


Сообщений в теме: 3

#1 Spec

    Опытный исследователь

  • Участник форума
  • PipPipPipPipPip
  • 339 сообщений
  • 184 благодарностей
Offline
    38

Отправлено 08 марта 2016 - 01:24

Китайская восточная железная дорога
Боны Русско-Азиатского банка

Полоса отчуждения Китайско-Восточной железной дороги была местом концентрации противников Советской власти. Здесь находились: русский капиталист А.И. Гучков, председатель правления Русско-Азиатского банка А.И. Путилов, один из претендентов на пост Верховного правителя России, управляющий дорогой, генерал лейтенант Д.Л. Хорват и другие.

Дмитрий Леонидович Хорват является одним из яростных противников Советской власти. Располагая значительными материальными и финансовыми средствами, Хорват активно поддерживал белогвардейское движение в Сибири и на Дальнем Востоке. Еще со времени открытия в 1903 году КВЖД он был управляющим этой железной дороги. В начале августа 1918 года, в период развертывания гражданской войны в России, Хорват объявил себя Верховным уполномоченным Временного Сибирского правительства по Дальнему Востоку, а с ноября 1918 года стал представителем адмирала Колчака в Маньчжурии.

Крайняя необходимость в денежных знаках на КВЖД привела к необходимости выпуска своих бон. Решение о выпуске таких бон было принято приехавшим еще в начале 1918 года в Шанхай Путиловым совместно с дирекцией Азиатских отделений банка.

В середине 1918 года Русско-Азиатским банком были заказаны боны на сумму в 20 миллионов рублей, в Америке у известной фирмы по изготовлению банкнот "American Bank Note Company". Распределение заказа по номиналам бон приведено в таблице:

Номинал Сумма руб.
0,5 (50 коп.) 500.000
1,3и10 7.500.000
100 12.000.000
Итого 20.000.000

Выпуск бон был поручен Харбинскому отделению банка, куда заготовленные в Америке боны поступили к концу 1918 года. В связи с этим событием в газете "Устье Амура" было опубликовано следующее сообщение:

"Харбин, 30 декабря. Русско-Азиатским банком выпущены в обращение изготовленные в Америке разменные боны в купюрах 50 копеек, один, три, десять и сто рублей с подписями директора-распорядителя банка Путилова и управляющего Китайско-Восточной железной дороги генерала Хорвата, на общую сумму в двадцать миллионов рублей; боны обеспечены полным кредитным рублем старого образца. Банк и управление дороги гарантируют свободный прием бон наравне с общегосударственными билетами. Заказ бон сделан в сентябре, вследствие острого недостатка в мелких денежных знаках".

"Устье Амура" 25, 7 января 1919 г. Благовещенск.

На самих бонах была сделана надпись о том, что они принимаются во всех кассах Китайско- Восточной железной дороги, равно как в отделениях Русско-Азиатского банка в Харбине, Хайларе и Куаньченцзы наравне с Государственными кредитными билетами образцов, находящихся в обращении до 1917 года включительно. Из этой надписи следует, что в полосе отчуждения КВЖД ходили "царские" деньги, а не деньги, выпущенные Временным правительством России. "Думки" и "Керенки" хождения не имели.

Художественно-полиграфическое оформление бон очень высокое. На оборотных сторонах купюр рублевых достоинств изображен паровоз, который, очевидно, по замыслу художника-оформителя денег, спешит к победе белого движения. Такое же изображение имеется на лицевой стороне купюры в 50 копеек. Сложный рисунок защитных сеток всех купюр и применение бумаги с водяными знаками содействовали их защите от подделок. Заявленное известным и солидным Русско- Азиатским банком финансовое обеспечение выпущенных бон и изготовление их в Америке привели к высокому авторитету денег и доверию к ним широких слоев населения. Это подтверждают газетные публикации того времени, например:

"Успех бон Харбин, 16 января (РТА). Большой успех, выпущенных 20 миллионов бон Китайско-Восточной дороги Русско-Азиатским банком, предпочитаемы населением всем другим русским денежным знакам, вызвал предположение о значительном увеличении второго выпуска бон, как самого устойчивого платежно- покупательного средства в местной торговле".

"Свободное слово". 11, 19 января 1919 г. г.Тюмень.

Все выпущенные купюры имели подпись управляющего Китайско-Восточной дороги Хорвата и председателя правления Русско-Азиатского банка Путилова. В отличие от купюры в 50 копеек, боны всех рублевых достоинств подписаны еще контролером банка Пименовым. "Купюра в 100 рублей для повышения финансовой ответственности, кроме того, имела четвертую подпись - она дополнительно подписывалась одним из шести доверенных лиц из правления банка. Последнее сильно затягивало сроки эмиссии бон этого номинала. Имеются сведения, что все 120.000 штук бон достоинством в 100 рублей пришлось подписывать в течение более двух месяцев. Присматриваясь к рисунку паровоза можно заметить запрятанное в клубах пара лицо. Это портрет управляющего КВЖД Хорвата. Напечатать свой портрет без маскировки генерал, наверное, "постеснялся". В народе бонам Русско-Азиатского банка было дано название "хорватских". Боны в 50 рублей не выпускались. Они известны как пробные, односторонние экземпляры, встречающиеся очень редко.

Денежные расписки харбинского общественного управления

С постройкой Китайско-Восточной железной дороги, Харбин из деревушки, торговавшей русской пшеницей, превратился в крупный город-центр русского торгового влияния на Дальневосточной окраине страны. С развертыванием Гражданской войны в России, Харбин и так называемая полоса отчуждения КВЖД - регион, прилегающий к железной дороге, - превратились в тыловую базу русского белогвардейского движения.

В связи с крайней нуждой в денежных знаках, как указывалось выше, в полосе отчуждения КВЖД, Русско-Азиатский банк выпустил в Харбине местные разменные денежные знаки, которые в начале 1919 года пользовались успехом как у русского, так и китайского населения. Однако к лету в Харбине отношение китайского торгового люда к этим деньгам резко изменилось. Об этом свидетельствует, например, следующее газетное сообщение:

"В последние дни китайцы базара и лавок Харбина стали отказываться от приема за товар бон, выпущенных Русско-Азиатским Банком".

"Мысль", 19 февраля 1919 года, Иркутск.

Такое положение объяснялось тем, что китайские, да и русские, купцы для обеспечения Харбина, покупали товар в Китае только на "романовские" (или "думские") деньги, так как местные деньги полосы отчуждения там не признавались. Положение в торгово-денежном обороте города усугублялось и недостатком мелких разменных денежных знаков.

В таких сложных финансовых условиях Харбинское общественное управление (ХОУ), созданное для обеспечения жизнедеятельности города, решило произвести выпуск "своих" разменных бон. Помимо задачи ликвидации дефицита разменных денег, ХОУ стремилось сохранить в Харбине русскую денежную единицу - рубль, который энергично и постоянно вытеснялся китайской и японской валютой. Засилие иностранных денежных знаков ни в коей мере не устраивало русскоязычное население города, которому приходилось все сделки и финансовые документы оформлять только в рублях.

По предложению председателя городского совета управления П.С. Тищенко для торгово- денежного обращения в продовольственных лавках было решено выпустить денежные расписки малых достоинств, выполнявших функции мелких денежных знаков. Для обеспечения оплаты расписками был открыт особый счет в Русско-Азиатском банке на всю сумму денег, "содержащуюся" в расписках. Выпуск расписок состоялся в июне 1919 года и содержал три номинала: 1, 3 и 5 рублей. Характеристика выпуска расписок приведена в таблице:

ВЫПУСК РАСПИСОК
По постановлению:
Количество шт. Сумма
112.000 200.000
Фактически:
Количество шт. Сумма
115.514 211.368

Все расписки выполнены однотипно. Отличаются на них значения номиналов и расцветка. Расцветка расписок принята такой же, как и на "романовских" кредитных билетах. Рублёвые расписки имеют коричневый цвет, трёхрублёвые - зелёный и пятирублёвые - синий.

Основу расписок всех достоинств составляло следующее, напечатанное на лицевой стороне, обязательство городского совета ХОУ:

По предъявлению уплачивается в кассе городского банка один (три или пять) рублей, Это обязательство подписано председателем совета П.Тищенко и заведующим финансовым отделом Усовым.

На оборотной стороне расписок приведено разъяснение по пользованию расписками: Настоящая расписка принимается городскими продовольственными лавками в уплату за продукты и обменивается в кассе городскою совета по предъявлению расписок на сумму не менее 25 рублей. Срок действия расписок по 1 июля 1920 года. На основе приведенных выше правил следует, что ХОУ разработало достаточно рациональную схему товарно-денежных отношений с использованием расписок. Так, горожанин, не имея кредитных билетов малых достоинств, для покупки продовольственных товаров, заранее обменивает в кассе городского совета крупные кредитные билеты на необходимое количество расписок по принципу "рубль на рубль". Китайский купец при продаже продовольственных товаров беспрепятственно принимает расписки, так как они обеспечены кредитными билетами больших достоинств в кассе совета. Набрав расписки на сумму не менее 25 рублей, он свободно получает за них кредитные билеты больших достоинств, на которые сможет закупить в Китае новую партию продовольственных товаров и т.д.

Расписки были напечатаны на простой, но достаточно прочной и плотной бумаге, что способствовало удобству их применения при покупке продовольствия.

На лицевой стороне расписок в китайском стиле изображены два довольно мирных на вид дракона, в которых китайцы верили больше, чем в другие божества. Они были для них символом плодородия и благополучия, что объясняет причину изображения драконов на расписках, предназначенных для покупки продовольствия у китайских купцов.

Горожане Харбина почему-то называли расписки ХОУ, художественно оформленные в китайском стиле, "собаками".

Боны станции Ханьдаохедзы (полоса отчуждения КВЖД)

В различных небольших пунктах Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), в значительно большей степени, чем в крупных центрах, сказывалось отсутствие денежных средств, которое переросло буквально в "денежный голод". Вместе с тем, многие пункты вдоль дороги вели оживлённые торговые операции, являясь посредниками между русскими и китайскими купцами. Естественно, что для выполнения таких функций требовались немалые денежные средства вообще и разменные - в частности.

Но уже к началу 1919 года общегосударственные денежные знаки исчезли из товарно-денежного обращения во всей, так называемой, полосе отчуждения КВЖД. В таком тяжелом финансовом положении находился и поселок Ханьдаохедзы при железнодорожной станции такого же названия, удаленный на 225 верст от Харбина и возникший в начале 19 века в связи с простойкой КВЖД.

С целью замены отсутствующих в обороте "романовских" (царских) кредитных билетов, общество взаимного кредита этого поселка решило выпустить "свои" местные боны мелкого достоинства. Получив разрешение от правления КВЖД на выпуск бон в сумме 32.000 рублей, общество в конце 1918 - начале 1919 годов изготовило боны, достоинством в 1, 3 и 5 рублей.

Все боны были отпечатаны однотипно с использованием и небольшими доработками одного клише. Отличались боны только надписями номиналов, цветом орнаментальных рамок и литерами (сериями). Литеры А, Б и В были присвоены соответственно бонам в 1, 3 и 5 рублей. Цвет рамок соответствовал тому, который был на "романовских" кредитных билетах такого же номинала. После изготовления бон на них нумератором проставлялся порядковый номер.

На лицевой стороне всех бон каллиграфическим почерком с использованием старой орфографии напечатано:

Настоящий бон имеет хождение на станции Ханьдаохедзы.

Обменивается на знаки общегосударственные в банке Ханьдаохедаского общества взаимного кредита.

Подделка преследуется законом.

Эти правила заверялись собственноручными подписями председателя правления, двух членов правления, кассира и закреплены красной печатью, содержащей название общества на русском и китайском языках.

В соответствии со справочными данными боны общества имели два выпуска. Боны первого выпуска, в отличие от второго, после типографского изготовления получали на оборотной стороне следующую дополнительную надпись на русском и китайском языках:

Настоящий бон обеспечивается мелкими "романовскими" купюрами до 10-рублёвого достоинства хорошего качества и обменивается в банке Ханьдаохедэского общества взаимного кредита по предъявлению на неограниченную сумму.

Эти дополнительные требования были также заверены подписями всех приведенных выше ответственных лиц общества и закреплены печатью. Текст надпечатки на бонах первого выпуска вызывает естественное недоумение своей нелогичностью: Во-первых: зачем нужно было выпускать боны достоинством в 1, 3 и 5 рублей, если, как следует из текста, в банке общества имелись "романовские" кредитные билеты мелких достоинств?

Во-вторых: откуда взялись в банке общества мелкие "романовские" кредитные билеты, да еще хорошего качества, когда они вообще отсутствовали во всей полосе отчуждения КВЖД?

Можно предположить, что все эти неувязки, связанные с надпечатками на бонах первого выпуска были ликвидированы при втором выпуске. Об этом свидетельствует отсутствие на бонах этого выпуска на их оборотной стороне "разъясняющего" текста.

Наконец, в соответствии с публикациями газет периода Гражданской войны, из 32,000 рублей изготовленных бон, к июню 1919 года были пущены в оборот боны только на 13,500 рублей. Таким образом, в условиях отсутствия в обороте мелких денег, в товарно-денежных отношениях поселка участвовало менее 44% изготовленных бон. Последнее косвенно свидетельствует о неудаче эмиссии бон Ханьдаохедзского общества взаимного кредита. Авторы:
Жуков Алексей Александрович
Николаев Ростислав Всеволодович Источник: Петербургский коллекционер №4(25) 2003
http://bonistika.net...php?id=55&par=3

Поблагодарил(и) 5 пользователей:

#2 Spec

    Опытный исследователь

  • Участник форума
  • PipPipPipPipPip
  • 339 сообщений
  • 184 благодарностей
Offline
    38

Отправлено 08 марта 2016 - 01:29

Паровоз на купюрах Русско-Азиатского банка. Харбин, 1918

Русско-Азиатский банк в Харбине, испытывавший большие затруднения в наличных денежных знаках, в августе 1917 г. выпустил в обращение «переводные билеты» достоинством в 500, 1000, 2000, 3000 и 5000 руб. на общую сумму более 1 млн. руб., но особого облегчения этот выпуск не дал. Переводные билеты находились в обращении в течение трех месяцев. Подкрепление керенками и сибирскими обязательствами не оказало должного влияния на рынке, и денежный кризис сказался на всей хозяйственной жизни района и железной дороги.
В середине 1918 г. Русско-Азиатский банк по согласованию с Управлением КВЖД принял решение о выпуске собственных бон и заказал их у американской фирмы по изготовлению банкнот «AMERICAN BANK NOTE COMPANY». Денежные знаки достоинством 50 коп., 1, 3, 10 и 100 руб. на общую сумму 20 млн. руб. были изготовлены и к концу 1918 г. поступили в банк.
Первые боны были заприходованы в кассу банка 15-20 декабря 1918 года. Харбинские рубли принимались в уплату всех сборов КВЖД и самим банком без ограничений, став полноценной денежной единицей. Банк производил по желанию беспрепятственный обмен новых бон на «керенки» и, в ограниченном количестве, на бумажные кредитные романовские рубли. К 1920 г. средний курс хорватовского рубля составлял 11 рублей за 1 романовский рубль золотом, в то время, как курс кредитного (бумажного) романовского рубля составлял 10 рублей за 1 рубль золотом.
На выпущенных бонах помещены факсимильные подписи председателя правления банка А.П.Путилова и Управляющего КВЖД генерала Д.Л.Хорвата. В самом Харбине боны литографским способом штемпелевались подписью Управляющего Харбинским отделением байка П.К.Пименова.
Боны были выпущены в обращение Харбинским отделением банка в январе 1919 г., получили широкое распространение, охотно принимались на рынке и получили название у местного населения «хорватки» или «хорватовские». На лицевой стороне кроме указанных подписей и достоинства боны указан текст: «Русско-Азиатский Банк. Харбин. Настоящий бон принимается во всех кассах К. В. жел. дороги, равно как в отделениях Р-Азиатского Банка в Харбине, Хайларе и Куаньченцзы, наравне с государственными кредитными билетами образцов, находящихся в обращении до 1917 г. включительно. Подделка преследуется законом». На оборотной стороне помещено изображение паровоза. Выполнены были боны на высоком полиграфическом уровне, качественно, что гарантировало их от подделок, и имели большой спрос.
К концу 1919 г. железная дорога стала переводить свои расчеты на валюту. С начала 1920 года «хорватовки» начинают постепенно изыматься банком из обращения, однако они еще продолжали оставаться в обращении и некоторое время котировались на бирже. К середине 1920 г. рынок перестал интересоваться «хорватками».

Загадка в клубах пара

На увеличенном изображении пара из-под колес паровоза очевидно изображение женской головы. По поводу этого рисунка существует несколько теорий:
Сначала считалось, что под колесами паровоза художник скрытно изобразил голову управляющего КВЖД Д. Л. Хорвата (1858-1937), который не обратил внимание на эту деталь, когда ставил подпись. Но внешне управляющий никак не согласовался с изображением в клубах пара.
Некоторые считали, что некий американский художник изобразил на них свой портрет. Однако непонятно, зачем живому человеку помещать под колёса паровоза свою голову.
В Харбине жил талантливый художник. На следующий день после венчания его невеста попала под поезд, который ее обезглавил. Художник эту драму остро переживал. Когда в 1918 году были начаты работы над созданием денежных знаков для располагавшегося в Харбине Русско-Азиатского банка, этот художник взялся за изготовление оригиналов оборотной стороны всех купюр. Оригиналы понравились руководителям банка и самому генералу Хорвату с его женой. Никто из них не заметил в клубах пара под колесами голову женщины с открытым в крике ртом. Оригиналы отправили в США. По ним выгравировали все купюры и выполнили заказ.
На знаках разных достоинств изображения женщины в клубах пара весьма условны и отличаются друг от друга. Но трагическое выражение лица сохранилось везде.
http://zalizyaka.liv...com/641812.html

Поблагодарил(и) 5 пользователей:

#3 PPV

    Новичок

  • Участник форума
  • Pip
  • 2 сообщений
  • 0 благодарностей
Offline
    0

Отправлено 10 апреля 2019 - 22:13

Добрый день,
а есть какая- либо информация о бонах Русско Китайского (в последствии Русско Азиатского) Банка?
Интересно хождение этих бон, так как большинство бумаг существует в "образцах" и в литературе/мемуарах, по крайней мере мне, пока не удалось найти информации об их хождении ( выдачи зарплат, если да то кому и по какому курсу, оплаты этими бонами товаров/услуг).

#4 Spec

    Опытный исследователь

  • Участник форума
  • PipPipPipPipPip
  • 339 сообщений
  • 184 благодарностей
Offline
    38

Отправлено 11 апреля 2019 - 14:24

Вот здесь есть немного информации.
https://www.google.c...l0eSlEviImYY2cM

Поблагодарил(и) 1 пользователь:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

  • Индекс цитирования. Яндекс.Метрика