Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форум исследователей исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока

Декларация
форума исследователей исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока.

Настоящий форум является общественным проектом, объединяющим как любителей, так и профессиональных исследователей в области исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока. Мы не являемся поисковым, кладоискательским или коммерческим ресурсом, не имеем во владении объектов культурного наследия и не оперируем ими, довольствуясь лишь информацией о них.
Основной целью нашего форума являются сбор, обработка, хранение, всестороннее изучение, систематизация и публикация информации об объектах исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока, в целях реализации духовного и творческого потенциала страны и её граждан.
За прошедшие десятилетия в руках у населения и коллекционеров, а также в музейных фондах скопилось огромное количество древних артефактов, имеющих важное значение для отечественной и мировой истории, к которым ни официальная наука, ни широкая общественность не имеют никакого доступа. Поэтому одной из основных наших задач является необходимость извлечь информацию об этих находках на свет, показать их научному сообществу, всем интересующимся людям, не допустить её безвозвратной утраты, и донести её до потомков. Естественно, что такая работа должна проводиться на принципах анонимности и плюрализма, поскольку в противном случае она не имела бы никакого успеха. В силу этого мы не занимаемся установлением законности обнаружения и приобретения тех или иных артефактов, информация о которых размещается на форуме, не отслеживаем и не собираем сведений о том каким способом были сделаны находки, равно и о том кто является их находчиком или владельцем.
В связи с этим на форуме не приветствуется создание и обсуждение тем, связанных с противоборством поисковиков и археологов, запрещено разжигание любых видов розни, в том числе по профессиональному и региональному признакам.
Мы готовы к любым формам сотрудничества и диалога с физическими лицами, научными и музейными организациями России и зарубежных стран, государственными структурами, отвечающими целям и задачам настоящего ресурса.

Мы выступаем против нарушения норм законодательства об охране исторического и культурного наследия и призываем всех пользователей к беспрекословному его соблюдению.
Регистрация пользователя на нашем форуме, означает полное его согласие с настоящим документом.
В дополнение к выше сказанному, прошу обратить внимание на Правила форума, особенно пункт 9,9.
После регистрации на форуме, обязательно сообщите администрации (ссылка на администрацию в нижнем правом углу главной страници форума) о ней, путем личных сообщений, чтобы получить активацию вашей учетной записи.
С уважением, администрация форума исследователей исторического и культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока – Амурклад.
Локализация от IP-Board.Ru
 

Фалары



Сообщений в теме: 144

#1 Бохай

    Основатель

  • PipPipPipPipPip
  • 4 323 сообщений
  • 4141 благодарностей
Offline
    1 103

Отправлено 05 сентября 2012 - 00:23

Доброго дня. Решил создать тему по очень редким, разновидам привесок.
Фалар, крупный, подвесной медальон, сердцевидной или листовидной формы.
У тюрков, фалары применялись в украшении конской сбруи.
В Приамурье в сбруйных наборах они не отмечены, но зато используются как подвесные элементы к поясам амурского типа.
На представленном фото, сюжетный фалар с остатками позолоты. Имеет повреждения, перерублен в то время.

Прикрепленный файл  фалар.jpg   70,03К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  фалар 2.jpg   71,48К   16 Количество загрузок:

Прикрепленный файл  фалары.JPG   156,37К   13 Количество загрузок:

Используемая литература: Ю.М. Васильев Погребальный обряд покровской культуры 9-13 вв.

Поблагодарил(и) 4 пользователей:

#2 Абаоцзи

  • пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 424 сообщений
  • 1933 благодарностей
Offline
    336

Отправлено 05 сентября 2012 - 09:26

Как правило, многие из них большие, красивые массивные вещи...
Приведу пример ещё одного фалара. Источник http://bbs.sssc.cn/ Династия Ляо-Цзинь

Прикрепленные файлы



Поблагодарил(и) 5 пользователей:

#3 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 05 сентября 2012 - 09:26

Дополним тему ещё одним образцом.Прикрепленный файл  IMG_5232.jpg   165,05К   12 Количество загрузок:Прикрепленный файл  IMG_5233.jpg   221,33К   15 Количество загрузок:Прикрепленный файл  IMG_5234.jpg   143,36К   13 Количество загрузок:Прикрепленный файл  IMG_5235.jpg   265,26К   12 Количество загрузок:Прикрепленный файл  IMG_5236.jpg   149,29К   9 Количество загрузок:

Район находки - Приамурье, Нанайский район

Поблагодарил(и) 7 пользователей:

#4 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 05 сентября 2012 - 10:15

Скан-копия страницы из книги В.Е. Медведева "Средневековые Памятники острова Уссурийского".Прикрепленный файл  книга1.JPG   218,16К   33 Количество загрузок:

Вот краткое описание того, как и где располагался фалар на поясе (в могильном погребении):..... с левой стороны у пояса была приделана сердцевидной формы с ушком вверху (в нём сохранился шнурок) подвеска. Тыльная сторона её отполированая и слегка выпуклая, лицевая - позолочена, со сложным изображением. Изделие лежало у левого края пояса под двумя бляшками, лицевой стороной вверх. Короткий шнурок, на котором прикреплялось изделие, и расстояние до бляшек свидетельствуют о том, что оно подвешивалось вплотную под бляшками.....


На одном смежном форуме уже обсуждался данный вопрос. Вчера прочитал диспут полностью. Там выдвигалось предположение, что это зеркала. Так давайте попробуем прийти на нашем форуме к единому мнению по данным привескам. ;)

Поблагодарил(и) 7 пользователей:

#5 Абаоцзи

  • пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 424 сообщений
  • 1933 благодарностей
Offline
    336

Отправлено 05 сентября 2012 - 10:47

Разумеется, в кидань-чжурчжэньскую эпоху фалары как и многие другие вещи не относящиеся к поясной гарнитуре ноились на поясе. Однако, при этом необходимым элементом поясной гарнитуры они не являлись. Точно так же к поясу можно было повесить и, скажем, зеркало с ушком.

Собственно мы уже как-то поднимали вопрос по сюжету медведевского фалара.
По сути это ни что иное как стилизованный под цветок павловнии иероглиф "Долголетие"...

Прикрепленные файлы



Поблагодарил(и) 4 пользователей:

#6 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 05 сентября 2012 - 10:56

[img]http://clck.yandex.ru/click/dtype=stred/pid=20/cid=71883/path=page-article/*http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80/[/img]

Фалер





ФАЛЕ́Р, ФАЛЛА́Р, ФАЛЕРИ́СТИКА (лат. phalerae от греч. phalara — "бляха, кружок"). У древних греков фаларами назывались металлические бляхи конской упряжи, а также "нащечники" воинских шлемов, детали панцирей и просто круглые украшения. Древние римляне использовали такие же изделия для воинских знаков: сигнумов (лат. signum — "знак"), которые представляли собой древко с табличкой с номером или названием когорты и с изобразительным символом (см. т. 1, рис. 126). На фалерах чеканили символы и девизы. Фалеры меньшего размера (10—11 см) римляне использовали в качестве наград, они полагались всадникам (до этого были родовыми знаками). На фалере из посеребренной бронзы чеканили бюст императора, дату и имя награжденного. Фалеры имели крючки для подвешивания к воинскому снаряжению. Другие украшения конской сбруи, женские нагрудные подвески древнеримского происхождения также называли фалерами (сравн. пектораль). Некоторые фалеры делали в форме полумесяца. "Фалеры" в переносном смысле означал: "цветы красноречия, прикрасы". Поэтическое выражение: «Phalerae pelagiae" непереводимо (лат. pelagia — вид раковин-жемчужниц; см. Пелагиа). Иногда дают образный эквивалент: "жемчужины и кораллы" (фалеры сверкают как жемчужины, а кораллы ассоциируются с пурпурной краской "пелагиум", которую добывали из морскмхулиток; сравн. аграф; монила; панагия; фибула; энколпион). Наука, изучающая историю медалей, значков, фалеров, знаков отличия, орденов, называется фалеристикой.
Яндекс.СловариСловарь изобразительного искусства, 2004-2009


Из википедии -
Происхождение названия

Название взято от «Фалера» (лат. falerae, phalerae — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от фалера греч. φάλαρα — металлические бляхи, побрякушки) — награды римских легионеров.

Исходя из вышенаписанного, можно предположить, что фалар на поясе - нечто вроде знака различия у воина. Либо некий орден за некие заслуги. Имхо моё мнение. Если бы фалар был как стандартное украшение на поясе, то таких бы находок было бы много. Но такие находки редкие.

Поблагодарил(и) 3 пользователей:

#7 Абаоцзи

  • пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 424 сообщений
  • 1933 благодарностей
Offline
    336

Отправлено 05 сентября 2012 - 11:18

Версия с наградами или знаками различия кажется интересной, но не может объяснить всех вопросов.
К примеру, почему мы наблюдаем такое разнообразие сюжетов на дальневосточных фаларах? Многие из них скажем прямо не военного и не рангового характера. Первый фалар в теме - две птицы (предположительно голуби) - символ брака.
Причём, кажется, вместе с ним проходила аналогичная пряжка с тем же самым сюжетом. А в этом случае данный фалар являлся составной и органичной частью пояса.

Поблагодарил(и) 1 пользователь:

#8 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 05 сентября 2012 - 11:58

Просмотр сообщенияАбаоцзи (05 сентября 2012 - 11:18) писал:

Версия с наградами или знаками различия кажется интересной, но не может объяснить всех вопросов.
К примеру, почему мы наблюдаем такое разнообразие сюжетов на дальневосточных фаларах? Многие из них скажем прямо не военного и не рангового характера. Первый фалар в теме - две птицы (предположительно голуби) - символ брака.
Причём, кажется, вместе с ним проходила аналогичная пряжка с тем же самым сюжетом. А в этом случае данный фалар являлся составной и органичной частью пояса.

Возможно изначально это были и награды. Позже под влиянием смежных культур фалар мог трансформироваться в привеску к поясу. И с трансформацией появились новые сюжеты, характерные той культуре, где они производились. Но тогда почему таких "изделий" очень мало? Хотя пояса находились и находятся очень часто.

Поблагодарил(и) 1 пользователь:

#9 Абаоцзи

  • пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 424 сообщений
  • 1933 благодарностей
Offline
    336

Отправлено 05 сентября 2012 - 12:28

В том-то и дело, что в Дальневосточной культуре фалары изначально наградами не являлись. По большому счёту они были заимствованы кидань-чжурчжэнями от тюрков, у которых являлись составной частью конских побрякушек. Просто, где-нибудь так в VIII веке какому-то киданину или мохэсцу, поражённому красотой и изысканностью этих вещиц пришла в голову идея нацепить на свой пояс тюркский фалар от конской упряжи. И не беда, что от этого пострадала стилистика самого пояса. Но уж больно вещь была красива. Практика, как видим, прижилась...

#10 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 05 сентября 2012 - 12:47

Просмотр сообщенияАбаоцзи (05 сентября 2012 - 12:28) писал:

В том-то и дело, что в Дальневосточной культуре фалары изначально наградами не являлись. По большому счёту они были заимствованы кидань-чжурчжэнями от тюрков, у которых являлись составной частью конских побрякушек. Просто, где-нибудь так в VIII веке какому-то киданину или мохэсцу, поражённому красотой и изысканностью этих вещиц пришла в голову идея нацепить на свой пояс тюркский фалар от конской упряжи. И не беда, что от этого пострадала стилистика самого пояса. Но уж больно вещь была красива. Практика, как видим, прижилась...

Думаю - это самая логичная версия появления данного изделия на поясе. Возможно в будущем найдётся ещё информация, но уже более детальная. ;)

#11 Redwolf

    Основатель

  • Модераторы
  • 1 157 сообщений
  • 2394 благодарностей
Offline
    924

Отправлено 05 сентября 2012 - 19:39

Как дилетант широкого профиля поставлю вопрос на обсуждение в несколько иной плоскости. Наделялся ли поясной набор в означенный период максимальной смысловой информацией, либо имелось лишь утилитарное назначение пояса?
Большинство исследований сообщает, что ещё в 4-9 вв., в следствии непрерывные передвижения многочисленных племен на азиатских просторах, возникла объективная необходимость неязыкового средства опознавания, которое передавало бы максимум сведений минимальным количеством сигналов. Таковым опознавательным средством и стал пояс с металлическим набором. Поясной набор указывал на заслуги и место его владельца в административной и воинской иерархии.
Вообще использование пояса в качестве знака, выделявшего человека знатного происхождения, встречается в разных традициях. Например, широкий пояс в виде портупеи был в Византии отличительным знаком чиновников, находящихся на государственной службе (но с 6 в. вошел также в моду у женщин из высших слоев общества :)). Или иной пример, известный по полихромным росписям костюм уйгурской знати Синьцзяна 9-12 вв., они носили по два пояса - матерчатый китайского типа, и кожаный наборный с дополнительными подвесными ремнями. А вот чжурчжэни зачастую использовали совмещенный тип – наборный, но без пряжек пояс.
Вообще у чжурчэней известно три типа (амурского) пояса – с накладными бляшками, с бляшками и подвесными бубенчиками, без бляшек с бубенчиками. Видимо именно простолюдины, ограничивались простой, на тканевой основе, или кожаной опояской, в крайнем случае с нашитыми колокольчиками?
Серцевидная бляшка, будь она с какого-нибудь тюркского памятника, непременно была бы описана как – "в форме плода смоквы" (наряду с другими растительными мотивами, виноградом, лотосом и другими). Но в дальневосточной традиции незнакомый образ принял другое ассоциативное определение, видимо – листка павловнии. Любопытно, что (как известно попав на островную территорию – Япония и Англия, воспринятые символы возводятся в абсолют) для японцев соцветия павлонии стали символом удачи именно в синхронный период - http://greenbag.ru/j...aponii?page=0,1
Исходя из выше изложенного, в принципе, соглашусь с гипотезой Виктора (пусть и бездоказательной пока), что означенной формы подвеска могла играть роль статусной регалии. То есть – такие подвески, а точнее их общая форма, в статусно-смысловом выражении, как архаизм, должны восходить к серцевидным же, но нашивным бляшкам на поясной гарнитуре тюркско-мохэских форм (пояса тюркского типа).

Поблагодарил(и) 4 пользователей:

#12 Абаоцзи

  • пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 424 сообщений
  • 1933 благодарностей
Offline
    336

Отправлено 05 сентября 2012 - 20:13

Разумеется, что любая дорогая вещь подчёркивала (да что уж греха таить и сейчас подчёркивает) социальный статус его владельца. Точно так же как и доспех у воина, жилище, одежда (шёлковая или же из простой материи). Точно так же было и с поясами. С сегодняшней точки зрения - это всё равно, что носить Ролекс вместо простых часов, или ездить на мерсе последней модели. Вопрос вот в чём, был ли фалар своего рода символом власти или же это всего лишь показатель социального неравенства?

#13 Redwolf

    Основатель

  • Модераторы
  • 1 157 сообщений
  • 2394 благодарностей
Offline
    924

Отправлено 06 сентября 2012 - 16:45

Эх, если бы сами чжурчжэни оставили внятное объяснение, а так любое допущение может и должно быть оспорено :mellow:.
Или, если выстроить цепь рассуждений от противного. Многие исследователи считают пояса амурского типа праздничными или парадными. Бляшки на них стандартизированы. Следовательно, количество нашивных блях, их золочение, окраска ремня в красный цвет, все вместе лишь подчеркивали социальный статус владельца среди равных. Поэтому, для выделения "первого среди равных" нужно допустить наличие особого символа, который собственно и крепился на поясе в виде привески. Место положение - левая сторона торса (по В.Е.Медведеву) соотносилась с востоком, где зарождается день, что соответствует общей дальневосточной традиции.
Обратимся к Поднебесной, где только к началу правления династии Тан возникает вариант парадного придворного пояса с наборными нефритовыми, роговыми, или металлическими пластинами, который разрешалось носить только членам императорской семьи и гражданским чиновникам выше третьего ранга. Поэтому такой ремень стал символом высокой придворной карьеры, а выражение "шапка и пояс" означало путь интеллектуала и успешную карьеру. Прочие гражданские сословия довольствовались матерчатыми поясами (где-то читал, что на нанайском языке слово няка означает китайца и раба одновременно :)). Однако источники гласят, что в сунскую эпоху повсеместно применялись своеобразные "удостоверения личности" – надписанные подвески, нескольких типов по форме и материалу, которые собственно и носились на поясе с левой стороны сами по себе, либо в специальных сумочках. Подробной классификации не встречено, следовательно, были ли среди них сердцевидные привески не ясно (впрочем, особо отмечены рыбы-привески, и что в империи Цзинь они составили подавляющее большинство).
Однако сердцевидные или листовидные привески из яшмы и нефрита известны в Китае с 3-4 вв. Семантика такого шаблона, это "искоренение влияния злобных духов, и избавление от рока несущего беды". Попутно можно упомянуть ещё один шаблон по форме крайне напоминающий определенный подвид ременной накладки, который в виде подвески уже является признанным детским нашейным амулетом - "замок долголетия".

Если же пробовать высчитать семантическое значение шаблона по виду деревьев, то там идет привеликая путаница из-за иероглифа 桐, который входит в название всех трех видов деревьев из разных семейств, это павлония, тунговое дерево и платан. В следствии чего, вывод, что образ шаблона является в большей мере собирательным. С одной стороны, это традиционные представления о глубокой осени и седой старости - павлония, тунговое дерево (например, их древесина шла на погребальные статуэтки). С другой, с животворными началами платана - http://kronk.narod.r...nko-ei-2000.htm
Следуя выше изложенному, можно полагать, что сердцевидная форма подвески на поясе отличала главу рода (клана).
P.S. Не удержался :). Древних уверовавших в животворное начало можно понять :D, так как в современной медицине препараты из платана (утун) показаны как заменители колы :).

Поблагодарил(и) 4 пользователей:

#14 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 06 сентября 2012 - 17:16

Из вышесказанного Redwolf с определённой уверенностью можно ответить на вопрос - почему очень мало таких привесок. Ответ - глава рода (клана) был один и возможно такие привески передавались по "наследству".

#15 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 19 октября 2012 - 10:43

На просторах интернета попалось такое фото. Думаю из книги Васильева. Фалары. Прикрепленный файл  tmp7C-178.jpg   146,37К   31 Количество загрузок:

Видно, что источник один и тот же, если посмотреть изображение в первом сообщении.

Поблагодарил(и) 2 пользователей:

#16 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 23 октября 2012 - 17:02

Опять же на просторах сети выискал такое фото Прикрепленный файл  золотая орда.JPG   105,55К   54 Количество загрузок:. Артефакты Золотой Орды. Как видно на фото присутствует "Фалар" золотой.

Поблагодарил(и) 2 пользователей:

#17 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 23 октября 2012 - 17:02

Опять же на просторах сети выискал такое фото Прикрепленный файл  золотая орда.JPG   105,55К   54 Количество загрузок:.Поясные наборы с зооморфными изображениями. 1 - детали поясного набора из Красного Яра,
2 - детали поясного набора из Гашун-Уста (Сокровища Золотой Орды. Каталог выставки. СПб. 2000)
Подробнее: http://swordmaster.o...lotoy-ordy.html Артефакты Золотой Орды. Как видно на фото присутствует листовидная привеска, которую смело можно назвать - "Фалар" золотой.

Поблагодарил(и) 5 пользователей:

#18 Агуда

  • пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 383 сообщений
  • 505 благодарностей
Offline
    3

Отправлено 23 октября 2012 - 19:52

Значит таки ,что в обще-проникающей китайско-ориентированной повседневности,взрастившей многие культуры переферии,такие подвески всеж-таки нередки...А в китайских анналах есть ли объяснение,семантика и утилитарность таковым предметам?

#19 Витёк27

    Основатель

  • Администраторы
  • 4 775 сообщений
  • 4011 благодарностей
  • ГородХабаровск
Offline
    1 333

Отправлено 23 октября 2012 - 20:04

Просмотр сообщенияАгуда (23 октября 2012 - 19:52) писал:

Значит таки ,что в обще-проникающей китайско-ориентированной повседневности,взрастившей многие культуры переферии,такие подвески всеж-таки нередки...А в китайских анналах есть ли объяснение,семантика и утилитарность таковым предметам?

Я не думаю, что листовидные подвески (фалары) были только на поясах тюркского типа. Возможно были и в Китае. Думаю Константин (Абаоцзи) и Рудольф (Redwolf) могут нам рассказать что нибудь интересное по данному вопросу. Но по информации - фалары (листовидные, сердцевидные подвески) редкое явление. Хотя Китай большой, да и история насчитывает не одну тысячу лет.

В начале темы писалось, что первые упоминания о фаларах относятся к древним грекам и римлянам. Позже уже пошла трансформация в знаки различия и тд. Но параллельно развивалась и Китайская империя. Всё же были контакты между разных культур. И были заимствования. Но я больше склоняюсь к версии, что фалары пришли к нам от тюрков с запада. Если не прав или заблуждаюсь - поправьте, буду не против. ;)

Сообщение отредактировал Витёк27: 23 октября 2012 - 20:13


#20 Агуда

  • пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 383 сообщений
  • 505 благодарностей
Offline
    3

Отправлено 23 октября 2012 - 20:10

Виктор,Вы вопрос слышали?Причем тут первые упоминания?И трансформации?Не думаю что греки и китайцы пересекались в начале нашей эры для выработки общей тенденции к украшательству ПОЯСА листовидными привесками...Я считаю,что все-таки это -тюркский элемент,широко внедрившийся в культуру северо-азиатских(теперь,отчасти-китайских территорий)...





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

  • Индекс цитирования. Яндекс.Метрика